Новини

новини в сфері адвокатури

Что нового во взаимоотношениях с должниками

Конец года – время подводить итоги во всех сферах жизни. В том числе, и в сфере возврата долгов, а при невозможности сделать это согласно первоначальным договоренностям – их принудительного взыскания. Президент компании Дмитрий Головко специально для Forbes выделил три знаковых тренда уходящего года, наметившихся в практике работы с должниками.

Тренд №1: коллекторы действуют на грани фола

Коллекторы почувствовали свою силу и пошли ва-банк. Например, одна из заметных тенденций 2016 года – они начали переоформлять имущество и кредитные портфели на себя. Для простых обывателей это означало получение «писем счастья» с информацией о том, что теперь их имущество принадлежит не им и не банку, а кому-то третьему.

Для тех, кого эпистолярный жанр не пугал, находились другие методы – взлом дверей, угрозы. Правда, после того как деятельностью коллекторов вплотную заинтересовалась пресса, они немного поутихли. Остается надеяться, что и впредь за ними будут пристально наблюдать – не только представители медиа, но и правоохранители.

Некоторые коллекторы применяют особую тактику. Переуступают долг физическому лицу, а тот уже переоформляет его и начинает «прессовать» должника

С одной стороны – действует мораторий, который запрещает банкам получать залоговое имущество. С другой – банкам все равно хочется взыскать долг. В результате они прибегают к услугам коллекторов, которые часто используют скользкие методы. И этот год явно обозначил начало такой полузаконной игры со стороны кредиторов по отношению к должникам в части взыскания залогового имущества.

Тренд №2: должники борются до последнего

За последние несколько лет резко снизилась платежеспособность украинцев. А это значит, что люди все реже и реже будут платить по кредитным обязательствам. Не потому, что не хотят. Просто не могут.

Например, к юристам нередко приходят люди, которые перестали платить по кредиту всего пару месяцев назад. До этого платили годами, и когда доллар был по 8 грн, и по 25. А теперь у них нет такой возможности. Им приходится закрывать бизнес, их доходы упали, платить нечем. И все – нет выхода.

Такие должники не то чтобы сильно хотят, они просто вынуждены переходить в плоскость судебных разбирательств. У них есть огромный долг и залоговое имущество – например, квартира. Которая стала их единственным источником дохода, потому что сдается в аренду. Лишиться этого имущества – значит потерять средства к существованию. Поэтому люди всеми доступными методами защищаются.

К сожалению, они остаются один на один со своей проблемой. Ведь никто в этой ситуации не пытается играть в игру win-win. Коллекторы стараются забрать, должники – защититься. И получается интересная ситуация. Должников, которые утратили возможность платить, становится все больше. И коллекторов, которые призваны эти долги взыскать, тоже больше. Стенка на стенку, а толку нет.

Тренд №3: частные исполнители готовы ринуться в бой

Важным событием этого года стало принятие 5 октября закона «Об исполнительной службе». Указанным документом в стране узаконили институт частных исполнителей. Это вызвало разные мнения. Кто-то считает, что это приведет к значительному увеличению количества выполненных судебных решений. Кто-то пугает возвращением 1990-х – «утюги, паяльники, вывоз в лес».

Институт частных исполнителей – это нормальная практика, но только в том случае, если будут четко прописаны права и обязанности этих исполнителей. И их будут жестко контролировать, а за нарушения – наказывать, вплоть до лишения лицензии

Но есть мнение и более взвешенное. Институт частных исполнителей – это нормальная практика, но только в том случае, если будут четко прописаны права и обязанности этих исполнителей. И их будут жестко контролировать, а за нарушения – наказывать, вплоть до лишения лицензии. Для бизнеса такие исполнители, несомненно, станут стимулом в работе. Потому что они, в отличие от Государственной исполнительной службы, смогут более оперативно взыскивать долги, например, с рабочих предприятий, которые просто не хотят платить.

Другой вопрос, что этот закон принят именно сейчас, когда финансовая ситуация в стране крайне нестабильна. Нарастает количество проблемных банков, в портфелях у которых – масса залоговых кредитов. Конечно, звучат опасения, что с внедрением института частного исполнителя может начаться какой-то незаконный «отжим» имущества. И эти опасения вполне обоснованы. Ведь нет никаких гарантий, что частные исполнители не станут переходить границы дозволенного. Например, налагать аресты по чьему-то заказу, осуществляя классические рейдерские схемы.

Тут надежда только на государство. Потому что пока та же полиция занимает двойственную позицию. То отгоняет коллекторов, то – наоборот. Как только видит документы о переоформлении, сразу же бросается помогать в принудительном выселении людей.

В Минюсте должен быть введен специальный наблюдательный орган за деятельностью частных исполнителей. Должны действовать четкие правила, регламентирующие права и обязанности сторон, а реакция на любую жалобу необходима молниеносная. И тогда частные исполнители станут дорожить репутацией, а подобные службы станут работать в соответствии с европейскими канонами. Но об этом мы поговорим уже в следующем, 2017 году.